Детский сад №9 города Нижний Ломов
ПРОЕКТ на тему "Живая ВОДА"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботится о ней, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности. «Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить вкусом, доступное осязанию – путем осязания» — говорил А. Каменский. Вода — первый и любимый всеми детьми объект для знакомства и наблюдения. С водой дети соприкасаются с первых лет жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей разновозрастной группе «Пчёлки» был разработан проект «Живая ВОДА».
АКТУАЛЬНОСТЬ Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Живая ВОДА» для детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование представлений о воде, её значимости в жизни человека и всех живых существ.
ЗАДАЧИ Образовательные задачи: формирование представлений о воде, как о природном объекте; формирование предпосылок к поисковой деятельности детей. Развивающие задачи: развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие разговорной речи; развитие у детей коммуникативных навыков. Воспитательные задачи: воспитание у детей основ экологической культуры; воспитание эстетического восприятия, самостоятельности, трудолюбия. Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель и медицинская сестра МБДОУ детского сада №9; дети разновозрастной группы «Г» и их родители. Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, краткосрочный. Время реализации проекта – один месяц.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный:выделение актуальности проекта, формулировка его проблемы; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы. 2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей. 3 этап – формирующий:оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта. 4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление альбома «Такая разная вода!»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Закрепление свойств и значения воды для человека и природы в целом в процессе практических опытов детей со взрослыми. Знакомство детей об обитателях морей и рек. Осознанное, бережное отношение детей к воде. Проявление детьми коммуникативных навыков общения в процессе практических опытов.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компьютерная презентация на тему: «Вода вокруг нас». Оформление картотек загадок, стихов, потешек о воде и опытов с водой для детей и родителей. Совместное с детьми и их родителями создание альбома художественных работ на тему: «Такая разная вода!»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ: Компьютер; магнитофон; фотоаппарат; плакаты по теме; иллюстрации, фотографии разных состояний воды; материалы для исследовательской деятельности; оборудование медицинского кабинета; материалы для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ: 1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Москва, Мозаика – Синтез - 2012; 2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Москва - 2005; 3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2005; 4. О. В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2008; 5. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2006; 6. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2008; 7. Интернет ресурсы.
НАШ ФОТОАЛЬБОМ "Такая вкусная вода!"
"Здесь живёт вода"
Эксперимент "Не всегда вода бывает чистой"
Опыт "Тонет - не тонет"
"Поливаем растения"
Дидактическая игра "Ловись, рыбка"
Опыт "Волшебные пузыри"
Опыт "Смелый кораблик"
Игра-забава "Мыльные пузыри"
Подвижная игра "Солнышко и дождик"
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАПЛЯ ЗА КАПЛЕЙ… – И ОКЕАН»
2017 год объявлен в России годом Экологии. Привлекайте детей к экологическим проблемам. В 3-5 лет они уже способны понять, что хорошо, а что плохо. Расскажите, что нельзя мыть в речках машины, или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоеме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы, а вслед за ними и хищники – лиса, норка, выдра. Зацветает и загнивает вода, заиливается дно, меняется и беднеет видовой состав растений по берегам. Важно, чтобы дети научились прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету. И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами! С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков. Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые. Детям можно: показывать картинки с изображением воды; рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах); провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды); на пример: в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать, как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (на пример: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду). Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины. Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго. В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода. Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому, что, перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами - все достойно внимания ребёнка. Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает «второе дыхание» получивший воду засыхающий цветок. Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ. Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Воды). Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ С ВОДОЙ»
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПИТЬЕВАЯ ВОДА» Питьевая вода - это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды. При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности. При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность. С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс. Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды. С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки. Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка. Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо. Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека. Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды. Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего! Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела. Основные пути поступления воды в организм следующие: · непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи); · остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи; · небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов. Пути же выведения воды из организма следующие: · в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения; · часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник. Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.
Эффективные способы экономии воды 1.Прежде всего, следует содержать сантехнику в исправности: почините или замените все протекающие краны. Капание из крана – потеря до 24 л в сутки (720 л в месяц), а течь из крана – до 144 л в сутки (до 4 000 л воды в месяц)! 2.Необходимо максимально использовать современную бытовую технику и сантехнические устройства: смесителей сейчас огромный выбор, наиболее экономно расходующие воду – рычаговые, сенсорные, с двумя потоками, с аэраторами-распылителями и т.д. Установите унитаз со сливным бачком, работающим в двух режимах – стандартном и экономичном, что позволит сэкономить примерно 15 л воды в день для семьи из трёх человек, таким образом, за год сбережёте 5 500 л воды. Ручная стирка белья более затратна, нежели с помощью стиральной машины. Для мытья посуды лучше использовать посудомоечную машину, которая расходует на порядок меньше воды по сравнению с ручной мойкой. Посудомоечная машина сбережёт до 2/3 воды. Использование таких устройств позволяет сэкономить до 60% воды. Если Вам «не по карману» такие смесители и унитазы, а покупка посудомоечной машины в далёкой перспективе, есть более простые способы экономии воды: 3. Используйте душ вместо ванны. 4. При мытье посуды не держите кран постоянно открытым. Если между ополаскиваниями тарелок закрывать кран, расход воды снизится в десятки раз. 5. Закрывайте кран, когда чистите зубы. Для того, чтобы прополоскать рот, наберите стакан воды. Таким образом, сэкономите до 45 л воды – именно столько уйдёт в канализацию через открытый кран за 3 минуты. 6. Если сливной бачок унитаза не оборудован двумя режимами слива, то избежать потерь воды поможет простое средство. Наполните двухлитровую пластиковую бутылку водой и поместите в бачок. Это нехитрое «устройство» позволит сэкономить до 20 л чистой воды в день. 7. Установите насадки-распылители на краны. 8. Не размораживайте продукты под струёй воды. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник. 9. Не мойте овощи и фрукты под проточной водой. Пользуйтесь для мытья продуктов миской. Этот способ позволяет эффективно очищать плоды от песка и грязи. Для наполнения одной большой кастрюли или миски вам понадобится всего 3 л воды, в то время как при проточном мытье из водопроводного крана ежеминутно вытекает 15 л воды.
Все эти несложные способы экономии воды становятся особо актуальными сегодня, когда принято Постановление Правительства о дефференцированной оплате водопотребления.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОДЕ Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов. Если у ребенка вдруг понизилась успеваемость в школе, не всегда это означает перегрузку. Виной всему может быть свинец, содержащийся в воде. Избыток фторидов приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. И каких страшилок можно приводить множество. Поэтому сегодня мало-мальски образованные родители объясняют своим детям, что: - пить из-под крана воду ни в коем случае нельзя;
Последний пункт кажется особенно удивительным, поскольку привычка кипятить воду повторно есть у многих. Питьевая вода бывает первой (столовая вода) и высшей категории. Вода первой категории – обычная очищенная вода из-под крана, а также добытая из поверхностных источников. Да-да. Но при этом производитель должен написать на этикетке, что это «очищенная вода центрального источника водоснабжения». Ее смягчают, удаляют хлор, лишнее железо. В конце процесса бывшую водопроводную воду опять обеззараживают и делают полезной: добавляют разные полезные микроэлементы, например, кальций и магний. Вода высшей категории – её добывают из подземных источников, которые наиболее защищены от загрязнений. Такая вода тоже должна быть безопасной. Но есть и дополнительный критерий – вода высшей категории должна быть полезна для организма. Если говорить научным языком – физиологически полноценна. Соединения фтора, йода, калия в ней уже присутствуют или же вводятся после обеззараживания. Минералка
Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. Несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых: Факт. Человек может прожить без воды не более 2-3 дней. Факт. Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость. Факт. Причиной обезвоживания может быть не только физическая активность, но и переедание. Факт. Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти. Факт. В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды. Факт. Наш организм на 65-70% состоит из воды. Факт. Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан. Факт. Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине - 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды. Факт. Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой. Факт. Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно). Факт. Морская вода замерзает при температуре -1,91°C. Факт. Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания. Факт. Вода иногда замерзает и при плюсовой температуре. Факт. Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями. Факт. В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству. Факт. Поверхностное натяжение воды из всех существующих в природе жидкостей уступает только ртути. Факт. Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде. Факт. Вода является универсальным растворителем. Факт. Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра. Факт. Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот. Факт. Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои. Факт. Вода прозрачна лишь для видимых лучей и сильно поглощает инфракрасную радиацию. Факт. Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья. Факт. В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего – 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов. Факт. Основную часть пресной воды содержат ледники. Факт. Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%. Факт. Ткани организма человека с возрастом теряют воду. Из расчета обезжиренной массы тела. У грудных младенцев вода составляет 80.6% тела, у взрослых – 75.9%, у стариков – 65-70%. Факт. Синий цвет чистой океанской воды можно объяснить избирательным поглощением и рассеянием света в воде. Факт. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий. Факт. Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода. Факт. Наука признает свыше 2000 структурированных форм воды. Факт. Повышение употребления структурированной воды (от 65% до 85%) продлевает человеку жизнь примерно на 15-20 лет, стимулирует регенерацию тканей и всех функциональных процессов. Мы представили Вашему вниманию различные необычные факты о воде. 28 сентября 2018 в 22:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.