Детский сад №9 города Нижний Ломов
ПРОЕКТ "ВОДА - это ЖИЗНЬ!"ПРОЕКТ с детьми разновозрастной группы «Г» на тему: «ВОДА – это ЖИЗНЬ!» подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада №9 г. Нижний Ломов Любовь Гостева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботится о ней, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности. «Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить вкусом, доступное осязанию – путем осязания» — говорил А. Каменский. Вода — первый и любимый всеми детьми объект для знакомства и наблюдения. С водой дети соприкасаются с первых лет жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей разновозрастной группе «Пчёлки» был разработан проект «Вода – это Жизнь!».
АКТУАЛЬНОСТЬ Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Вода – это Жизнь!» для детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование представлений о воде, её значимости в жизни человека и всех живых существ. ЗАДАЧИ Образовательные задачи: формирование представлений о воде, как о природном объекте; формирование предпосылок к поисковой деятельности детей. Развивающие задачи: развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие разговорной речи; развитие у детей коммуникативных навыков. Воспитательные задачи: воспитание у детей основ экологической культуры; воспитание эстетического восприятия, самостоятельности, трудолюбия. Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель и медицинская сестра МБДОУ детского сада №9; дети разновозрастной группы «Г» и их родители. Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, краткосрочный. Время реализации проекта – один месяц.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный:выделение актуальности проекта, формулировка его проблемы; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы. 2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей. 3 этап – формирующий:оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта. 4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление альбома «Такая разная вода!»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Закрепление свойств и значения воды для человека и природы в целом в процессе практических опытов детей со взрослыми. Знакомство детей об обитателях морей и рек. Осознанное, бережное отношение детей к воде. Проявление детьми коммуникативных навыков общения в процессе практических опытов.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компьютерная презентация на тему: «Вода вокруг нас». Оформление картотек загадок, стихов, потешек о воде и опытов с водой для детей и родителей. Совместное с детьми и их родителями создание альбома художественных работ на тему: «Такая разная вода!»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ: Компьютер; магнитофон; фотоаппарат; плакаты по теме; иллюстрации, фотографии разных состояний воды; материалы для исследовательской деятельности; оборудование медицинского кабинета; материалы для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ: 1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Москва, Мозаика – Синтез - 2012; 2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Москва - 2005; 3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2005; 4. О. В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2008; 5. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2006; 6. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2008; 7. Интернет ресурсы.
Конспект НОД с элементами экспериментирования«ГДЕ ЖИВЁТ ВОДА?»Цель:формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Программные задачи: Образовательные задачи: знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); формирование понимания значения воды в жизни людей. Развивающие задачи: развитие у детей наблюдательности, мышления, любознательности; развитие умения давать полные ответы на вопросы воспитателя; развитие разговорной речи детей. Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к воде; воспитание у детей культурно-гигиенических навыков, желания всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными. Словарная работа: «безвкусная», «прозрачная», «лёгкий», «тяжёлый». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно – эстетическое развитие. Предварительная работа: проведение опытов: «Свойства воды»: («капает, разливается, льется, плещется»; «вода теплая и холодная», «легкие предметы плавают, а тяжелые тонут»). Чтение произведений: 3. Александрова «Капель»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Маршак «Дождь»; А. Барто «Девочка чумазая». Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико...»; «Зачем нужна вода». Дидактические игры: «Кто живет в воде?»; «Чьи детки?». Подвижная игра: «Капельки и тучка». Методика проведения: сюрпризный момент; игровая ситуация; рассказ педагога о свойствах и особенностях воды; вопросы к детям и оценка их ответов; использование художественного слова, пальчиковой гимнастики, физкультминутки на занятии; опыты с водой; подведение итога занятия. Материал и оборудование: кукла Маша; фонограмма «Звуки дождя»; губки; тарелки с водой; салфетки; игрушка «Мыльные пузыри»; тазики с водой; жидкое мыло. Ход занятия:
Дети свободно перемещаются по группе. Раздается стук в дверь. Приходит кукла Маша. Воспитатель: - Здравствуй, Маша. Почему ты такая расстроенная? Что случилось? - (У Маши грязное платье). Воспитатель: - Маша мне хочет что – то рассказать. (Делает вид, что слушает куклу)
Дети: - Поможем! Воспитатель: - Ребята, а откуда же у нас появляются лужи? Дети: - Когда снег тает, когда дождик идет. Воспитатель: - А где прячется дождик ? Дети: - В тучках. Воспитатель: - Видишь, Маша, дождик прячется в тучках, а затем из них льётся на землю и появляется много луж. Воспитатель: - Давайте послушаем, как льётся дождик. (Звучит фонограмма «Звуки дождя»). Воспитатель: - Мы сейчас с вами попробуем показать Маше, как получается дождик. Но, чтобы у нас всё получилось, давайте разомнём наши ручки.
Воспитатель: - Вот столкнулись в небе тучи, Заслонили солнца лучик - (кисти рук сжать в кулаки, локти развести в стороны; направлять кулаки друг к другу и слегка сталкивать). Бились тучи – бом, бом! - (ударять кулаки друг о друга), А по небу гром, гром! - (громко хлопать в ладоши).
Опускаем в воду свои тучки. Набираем водичку, тучка наша наполняется. Затем поднимается вверх. Воспитатель: - Какой стала наша тучка? Дети: - Тучка стала тяжелой. Воспитатель: - Почувствовали, какой тяжёлой стала тучка? - Это потому, что вода имеет вес. А сейчас из тучки польётся дождь (сжимает губку, из которой льётся вода). Воспитатель: - Вот такой замечательный у нас получился дождик! А сейчас положите губки на стол и вытрите руки салфеткой. Воспитатель: - Ребята, какими бывают капельки? Дети: - Большие, маленькие, теплые, холодные. Воспитатель: - Вот, Маша, мы показали тебе, как идёт дождик.
Воспитатель: - Ребята, у нас с вами есть два тазика с водой. В зеленом тазу холодная вода, а в красном - горячая. Какой же водой мы будем мыть нашу Машу? Дети: - Холодной мыть нельзя, потому что Маша замерзнет и заболеет. А горячей нельзя, потому что можно обжечься. Воспитатель: - Что же делать? Дети: - Надо смешать в другом тазике холодную и горячую воду. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Давайте так и сделаем. Оказывается, вода может быть холодной, тёплой и горячей. Машу будем мыть теплой водой. Воспитатель: - Моем нашу Машу. (Умывают куклу, моют ей руки). Воспитатель: - Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. (Дети подговаривают знакомые слова и фразы из текста) Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какой Маша стала чистой и веселой. И она хочет с нами поиграть.
Воспитатель: - Встаём в круг (Машу сажают на стульчик в центр круга) и повторяем за мной: - Капля – раз, капля – два, - (показываем поочерёдно ладошки) Очень медленно сперва, - (медленно сводим ладошки вместе) А потом, потом, потом - (идут друг за другом) Всё бегом, бегом, бегом - (бегут друг за другом). Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем - (присесть, сделать руками «домик»). Воспитатель: - Ребята, а у нас для Маши есть подарок. (Показывает ярко оформленную коробку) Воспитатель: - Ребята, давайте угадаем, что в коробке. Я вам немного помогу. - Я беру тазик с водой и добавляю в него немного жидкого мыла и размешиваю. Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что у нас получилось? Дети: - Мыльные пузыри. Воспитатель: - Правильно. Это мыльные пузыри. Давайте немного поиграем с мыльными пузырями.
Воспитатель: - Ребятки, предлагаю закрыть баночку, и убрать в коробочку, чтобы подарить Маше. (Дарят Маше мыльные пузыри). Маша благодарит детей и уходит.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! - Вам понравилось, как мы сегодня помогали Маше? - Что было интересным и необычным?
СТИХИ, ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ ДЕТЯМ О ВОДЕ
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! …………………….
Зайка серый умывается, Видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ротик, Вымыл ухо, вытер сухо. ………………………….
Матросская шапка,веревка в руке. Тяну я кораблик по быстрой реке. И скачут лягушки за мной по пятам И просят меня: «Прокати,капитан!» А. Барто
…………………………….
Ладушки, ладушки, Веселые ладошки, Ладушки, ладушки, Звонкие хлопошки. Горят глазки у ребят, Брызги в стороны летят! ……………………
Капли Капли медленно катились, Никуда не торопилась. Кап – кап, кап – кап! Стали капельки играть, Капля каплю догонять! Кап – кап, кап – кап! Ручеек бежит по лесенке, По ступенькам ледяным. И весны живые песенки Звонко скачут вслед заним! ………………
Вдоль обочины дороги Мы бежим, звеним,журчим! Рассказать друзьям хотим, Что весенние деньки Очень любят ручейки. ………………
Не мешайте мне трудиться, Я водицы притащу! И колодезной водицей Вас, конечно, угощу! Пейте, пейте, не жалейте, А хотите, в лейку лейте– Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьет! …………………
По утрам и вечерам Открываю в ванной кран. Я воды не пожалею, Уши вымою и шею. Пусть течет водица – Я хочу умыться! ……………
Воду в тазик я налью, Горстку соли растворю, Лучше соли не простой, А особенно морской! Мама мягкой рукавицей Оботрет меня водицей, Спину, руки, шею, грудь. Скажет мне: «Здоровым будь»! ………………
Под душем Утром я едва проснусь – Сразу в душе обольюсь. На веселый летний дождь Душ немножечко похож. Он поет, журчит, звенит– Веселит он и бодрит! ……………
Теплый дождик лил далил, Дело делал, не шалил: Вымыл крышу у скворечни, Вымыл ягоды черешни… Протянули мы ладошки, Дождик их помыл немножко. А. Босев ………………….
Песенка (норвежская) Мы поднимем якоря, Отплываем чуть заря. Море зовет, Ветер поет, Вперед, вперед, вперед! ………….
Дождю (югославская песенка) Ливень, ливень, Водолей, Лей, лей! Ты водицы не жалей, Лей, лей! Для пшеницы, для полей, Лей, лей! ……………..
Кто не умывается Кто горячей водой умывается, Называется молодцом. Кто холодной водой умывается, Называется храбрецом. А кто не умывается Никак не называется. Петр Синявский
………………
Песенка капели Кап, кап, я – капель, У меня в апреле На весеннем тепле Капельки поспели! Как, кап - на скамью, Детям на игрушки, Кап, кап – воробью Прямо на макушку! М.Борисова
………………………….
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла? - На речку. - Курочка – рябушечка,за чем ты пошла? - За водичкой? - Курочка – рябушечка,зачем тебе водичка? - Цыплят поить. - Курочка – рябушечка,как цыплятки просят пить? - Пи – пи – пи – пи –пи! …………………………..
Ой, лады, лады, лады!(хлопают в ладоши) Не боимся мы воды!(разводят руки в стороны) Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание) Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются).
5 декабря 2017 в 01:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.