Детский сад №9 города Нижний Ломов
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Бабушкин сундук»Цель: формирование у детей нравственно - патриотического самосознания.Задачи:Образовательные задачи: формирование у детей представления о предметах народного прикладного искусства. Знакомство детей с одеждой русского народа, их традициями. Развивающие задачи: развитие умения поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления. Развитие эстетических чувств, эмоций, воображения. Воспитательные задачи: воспитание любви к народному творчеству, желания слушать русскую народную музыку. Материалы и оборудование: ноутбук; фонограмма русской народной песни по выбору воспитателя; иллюстрации по теме; предметные картинки. Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, фотографий по данной тематике; экскурсия с детьми в краеведческий музей; толкование пословиц и поговорок о Родине, о старине. Методика проведения: организационный момент; сюрпризный момент; рассматривание иллюстраций; использование художественного слова, физкультминутки, музыкального сопровождения; рассказ воспитателя; вопросы к детям и оценка ответов детей; подведение итога; оценка активности детей; подведение итога занятия. Словарная работа:«головной убор», «кокошник», «малахай», «тесьма», «бисер», «рифма», «косоворотка», «порты», «кушак», «ветхий». Ход НОД:1. Организационный момент: дети рассматривают иллюстрации, размещённые на доске. Воспитатель обращается к детям: - Дети, вы где-нибудь ещё видели похожие предметы? (в городском краеведческом музее). Воспитатель: - Ребята, вы видите этот сундук, изображённый на картинке? Такие сундуки очень редко, но можно ещё найти у бабушек в деревне. 2. Под мелодию русской народной песни, дети располагаются произвольно в группе. Есть у бабушки-старушки Очень маленький секрет: Всё в него упрямо прячет, Чтоб не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче Ветхий старенький… (Сундук) Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке? Как вы думаете? (ответы детей) - В таких старинных сундуках хранятся предметы русской старины, которые сделаны руками русских умельцев, мастерами. Это может быть одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи. - Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с предметами старины? -Правильно, очень осторожно и аккуратно. 3. Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации - возможное содержимое сундука. Воспитатель: - Как называется головной убор? (кокошник) Воспитатель: - Как называется этот предмет женской одежды? (показывает на сарафан) Воспитатель: - Посмотрите внимательно, чем украшен сарафан? (дети рассказывают, чем украшен сарафан - тесьмой, вышивкой, бисером, лентами) Воспитатель: - Ребята подберите определение к слову сарафан! Сарафан, какой? Сарафан - разноцветный. А ещё какой? (Красивый, длинный, расшитый, расписной, украшенный, нарядный, праздничный, яркий, русский, народный) Воспитатель: - Замечательные слова, ребята. А вы заметили, что одежда молодой девицы и бабушки отличается? (заметили). Воспитатель: - Скажите, как называется головной убор у бабушки? (платок). - А у девицы - как? (кокошник). Воспитатель: - Во что одета бабушка? (сарафан, рубашка, фартук). - А девушка во что одета? (кофта, сарафан, кокошник). - Посмотрите, как одевались мужчины в ту пору (косоворотка, порты, кушак). 4. Затем воспитатель показывает детям иллюстрации (слайды), читает стихотворение Анжелики Анисимовой «Бабушкин сундук». В бабушкином доме, в дальнем уголке. Притаилось чудо в старом сундуке. Очень любопытно, что хранится в нем? Что же прячет бабушка в сундуке своем? Обещала бабушка показать добро, Хоть не накопила злато-серебро. Побежала внучка, собрала подруг, Окружили девочки бабушкин сундук. Разгорелись ярко глазки у девчат. Всем примерить хочется бабушкин наряд. Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок, И на свет появится старый башмачок. Ссохся он от времени, кожа не блестит, Потерял давно уже свой нарядный вид. Поржавела пряжка, стоптан каблучок. Чем же ей так дорог этот башмачок? Как плясала бабушка в этих башмачках, С вышитым платочком в тоненьких руках! Ленту в косу алую подарил жених, Только вот не сладилась та любовь у них. Жениха другого подыскал отец, С ним вот в этом платье встала под венец. С нынешним нарядом платье не сравнить, Но решила бабушка платье сохранить. Золотая свадьба пышною была, Снова в этом платье бабушка цвела! От веселья взвился коромыслом дым. Долгих лет желали внуки молодым! В сундуке хранится и другой наряд: В этом на покосе много лет подряд Ворошила сено, жала рожь, пряла- Бабушка работницей первою была. Из сатина юбка, ситцевый платок, Рукава у кофты лишь по локоток. Выцвела от пота кофта на спине, Но лежит у бабушки в сундуке на дне. Фартук да лаптишки - вот и весь убор. Но ходить грязнулей был большой позор. Надевала бабушка в праздник сарафан. Насыпала семечек в потайной карман. Шла к подругам бабушка, повязав платок- Вышит ниткой шелковой тонко уголок. Шею обвивали бусы в два ряда, Кофта рукодельницей ярко расшита. А на свадьбе голову украшал чепец. В сундуке диковинкам не пришел конец. Шубная покромка, шали да платки, Хоть и шерстяные, как перо легки. Из сукна корсетка, вязаный платок. С вышивкой-мережкой детский уголок. Пролежала шубка, не пришлось надеть. И достала бабушка внучке поглядеть Скатерти ажурные, связаны крючком, Полотенца с кружевом, с красным петухом... 5. Воспитатель: Вы знаете что слова, которые звучат в конце одинаково, называются рифмой. Послушайте внимательно: рубашка – неваляшка, девица - красавица. - Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Я вам буду показывать карточки, к которым вам нужно подобрать картинки, название которых звучат в конце одинаково. Игра "Подбери слова - рифмы" « Раз, два, три – к картинке рифму подбери. Сарафан - барабан, банан… Кокошник - школьник, наушник, охотник, всадник, защитник, горчичник… Рубашка - неваляшка, шишка, ромашка, чашка, подушка, избушка, бабушка, игрушка, фуражка… Девица - лисица, певица… Сундук - бурундук, паук, лук, фартук, галстук, утюг… Платок – грибок, колобок, клубок, кузовок, флажок, пирожок, теремок, колосок, носок, поясок, брусок, молоток, цветок, листок... 6. Подведение итога занятия: Воспитатель спрашивает детей: - Чем они занимались на занятии? - Что им особенно понравилось? - Чем бы им ещё хотелось заняться? Воспитатель хвалит тех, кто был активен, старался работать самостоятельно
11 апреля 2017 в 23:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.