Детский сад №9 города Нижний Ломов

Родительское собрание "Познавательное развитие дошкольников"


Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессом ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации (что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания; как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.).

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых на занятии, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т. к. познавательная активность детей напрямую зависит от того, насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Дьяченко О. М. считает, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Познавательному развитию детей способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности. Дети постепенно овладевают новыми способами действия, ошибки при этом неизбежны. Педагог должен с пониманием и уважением относиться к поискам правильного пути.

На занятиях и в повседневной жизни педагог сообщает детям знания о разных сторонах окружающего мира. Передавая эти знания, педагог стремится не только расширять их объём, но и вызывать интерес к самому процессу познания, воспитывая любознательность. Для этого очень важно побуждать детей к тому, чтобы они почаще задавали вопросы «кто такой?», «что такое?», «почему?», «а что дальше?». Ведь познавательный интерес становится основной мотивацией, движущей детьми, способствующей заниматься, внимательно слушать рассказы и объяснения педагога, а затем и самому стремится к поиску ответов на бесконечные «почему?»

Так формируется умственная активность, и вместе с ней – волевое усилие, сосредоточенность, способность преодолевать трудности в овладении знаниями, в запоминании информации и умение активно использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

Особая работа проводится с детьми, проявляющими скованность, неуверенность на общих занятиях, в присутствии сверстников. Находясь «один на один» с педагогом, ребёнку легче преодолеть свой недостаток, а педагогу, в свою очередь, вступить в общение с ним. В таком свободном общении и ребёнок становится активнее, и педагогу легче поддержать его.

Таким образом, расширение знаний является средством формирования любознательности, побуждающей к умственной активности, которая становится мотивом к появлению настойчивости, сосредоточенности, развитию интереса к процессу обучения.

Формирование устойчивых познавательных интересов:

развитие познавательных интересов у дошкольников; создание условий ребенку для его активных действий; вовлечение в процесс самостоятельного поиска материала; показ ребенку нужность, важность учебного материала (личностный смысл); постановка вопросов проблемного характера; предложение заданий трудных, но посильных для ребёнка; планирование достижение результата действий; положительная оценка действий ребенка; предложение эмоциональный материала.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Мотивация – совокупность всех мотивов, побуждающих к достижению цели.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте. Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях. Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, можно постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может являться, например, создание условий для детского экспериментирования (Н. Н. Подьяков). Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

Ещё одну возможность появления познавательного интереса содержат регулярно проводимые с детьми занятия.

Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче – условие развития познавательных интересов. Поэтому взрослый, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации, познавательных интересов детей, должен сделать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленной для них, а, следовательно, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Из вышесказанного можно сделать вывод:   В младшем возрасте воспитатель для ребёнка – источник информации; в старшем – он создаёт условия и руководит познавательной деятельностью в группе.

СЦЕНАРИИ КРУГЛОГО СТОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕИ ПО ТЕМЕ: 

 «Любознательность - не порок»

Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; учить умению развивать познавательную активность детей.

Форма проведения: круглый стол.

План проведения: вступительная часть собрания; решение педагогических ситуаций; работа с памяткой для родителей о развитии любознательности у детей; обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей; подведение итога собрания.

Ход мероприятия:

1.Организационный этап:

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

2.Вступительная часть собрания:

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: «Что это?»; «Для чего?»; «Из чего сделано?»… Недаром детей называют «почемучками».

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова? «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …Любопытство: Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство). Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? А любознательны ли мы? 

3. Предлагаем вам игру «Пятью пять»

Правило игры: Каждой команде по очереди предлагается выбрать одну из тем. Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей микрогруппы даёт один из участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

литература

Искусство

спорт

география

история

- сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

- слепой странствующий певец – один из древних сказителей? (Гомер)

- сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

- Литературный революционер-канатоходец? (Тибул)

- лошадь для поэта (Пегас)

- танец на пальцах? (балет)

- Ариозная кричалка? (опера)

- Простыня, за просмотр которой платят деньги? (экран)

- Город в Ивановской области, известный на весь мир своими росписями? (Палех)

- Ансамбль из девяти человек? (Нонет)

- Подколка фехтовального противника? (выпад)

- небольшой резиновый плоский диск чёрного цвета? (шайба)

- спортивный каюк, кранты, амба, конец? (финиш)

- спортивная королева мужского пола? (ферзь)

- очень гладкое место для «коровьего танца» (каток)

- Самая большая лужа? (океан)

- чёрное золото? (уголь)

- всеобщий зверинец? (фауна)

- река, протекающая через восемь стран (Дунай)

- корабельный радостный крик (земля)

- уменьшенный прототип гильотины? (топор)

- конный Дон-Жуан с кивером? (гусар)

- самая весёлая из муз, обожаемая женщинами? (Талия)

- русский Иванушка, ставший царём? (Иоанн)

- праздничные цветы на небесах? (салют)

 

4.Конкурс «Смекалистых» (индивидуальный)

Что общего между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (трубка);

Сплюснутый квадрат. (ромб)

Скрипичный, водяной, замочный …(ключ)

Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой? (Лист)

Балерина и курильщик. Что общего? (пачка)

Учёный, увидевший насквозь всё человечество? (Рентген)

Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

Русский государь, в чьё правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Пётр 1).

Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (якорь).

5.Решение педагогических ситуаций:

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» — и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1.Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка. 2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? 3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? 4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?  5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

 

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?» Обсуждение возможных вариантов ответов.

 

Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.

Обсуждение.

 

 Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. Обсуждение.

 Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом? Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.  - Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение). Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. - Какого вы мнения? (обсуждение).

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Пап! Папа! Вот смешно! Почему, скажи мне, просом называется зерно? Почему сосед новатор? Что такое экскаватор? Почему шагает он? Как без спичек жили раньше? Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

Сын:

А бывал в пустыне ты? А приплыть в любое море могут, думаешь, киты? Почему с ушами заяц? Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Где луна бывает днем? Папа, папа, а когда же мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув, побрел сынишка от отцовского стола. Почему? Когда же? Где же? Всякий раз ответ один. Постепенно стал все реже беспокоить папу сын. Но однажды в час вечерний у почтенного отца от волненья, огорченья изменился цвет лица. Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое? В чем причина? Совершенно не пойму! У других, посмотришь, детки только радуют сердца. Почему твои отметки – огорченье для отца? Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь? Почему одни заботы причиняешь мне теперь? Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму? Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

6.Подведение итога собрания:

Приложение

Памятка для родителей по развитию любознательности.  Организовывайте совместные походы в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу. Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям природоведческую литературу. Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

  a3e5fe85fa947bbfd1b43f770dec46d8.jpg


2 апреля 2017 в 15:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.