Детский сад №9 города Нижний Ломов
Экологический проект "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА"
Актуальность Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Необходимо вызвать у детей интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечно-сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов или других извлечений. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при бессоннице, нервном возбуждении. Поэтому с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека».
Пояснительная записка
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами, дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата наша Пензенская область. Здесь можно встретить такие растения, как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацелено на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознания влияния деятельности человека на природу. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем. Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Поставленные программой задачи способствуют систематизации знаний, активизируют умственную деятельность и познавательную сферу ребёнка, помогают решать вопросы нравственно - эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию. В связи с актуальностью данного направления нами был разработан проект «Зелёная аптека».
Проект «Зелёная аптека»
Вид проекта: групповой, социально – личностный. Участники проекта: воспитатели и медицинская сестра МБДОУ, дети разновозрастной группы «Г», их родители, провизоры аптеки «Лиза». Срок реализации проекта: июль – август. Цель проекта: развитие у детей познавательных и творческих способностей, формирование осознанного отношения к родной природе в процессе знакомства с разнообразием лекарственных растений родного края. Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач: Образовательные задачи: · Формирование у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства). · Формирование навыков исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать). · Формирование у детей знаний о правилах сбора лекарственных трав. · Формирование представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Развивающие задачи: · Совершенствование умения отражать свои знания и умения в продуктивной деятельности. · Совершенствование стиля партнёрских отношений в детском саду и в семье. · Развитие мышления, поисковой деятельности детей. · Развитие разговорной речи воспитанников. Воспитательные задачи: · Воспитание устойчивого интереса, любви и бережного отношение к природе родного края. · Воспитание коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия.
Предполагаемый результат: 1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости. 2. Навыки использования этих растений в лечебных целях, 3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности. 4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Этапы реализации проекта: 1 этап - подготовительный: знакомство с темой; выделение её актуальности; планирование деятельности; подбор материально-технического оснащения и литературы; распределение обязанностей. 2 этап – практический: организационные формы работы над проектом. 3 этап – аналитический, заключительный: оформление гербария лекарственных растений; диагностическое обследование уровня развития детей в рамках реализация проекта; подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; постановка новой проблемы; перспективы развития.
Обеспечение проекта: Материально – техническое: компьютер, фотоаппарат, стенды, альбом «Зелёная аптека», посуда для экспериментирования, садово – огородный инвентарь, папки для гербариев, материалы для изодеятельности, дидактические игры природоведческого содержания, природные уголки на территории детского сада.
План реализации проекта:
Взаимодействие с родителями: Помощь родителей в подборе литературы для детей о лекарственных растениях родного края. Участие родителей в подборе семян растений и необходимого оборудования для трудовой деятельности и экспериментирования. Проведение анкетирования родителей по теме: «Что мы знаем об экологии родного края?». Помощь в организации и сопровождении детей во время экскурсий в природу. Консультация для родителей о пользе лекарственных растений Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях. Помощь родителей в оформлении гербария лекарственных растений. Помощь в оформлении альбома детских художественных работ «Зелёная аптека рядом с нами».
Методическая литература: Рыжова Н.А. «Я и природа» Иванова И.А. «Экологические наблюдения в детском саду» Землинский С.Е. «Лекарственные растения» Кислова Н.Н. «Зелёная аптека» Ходырева Н.Е. «Растения и здоровье» Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»
Лекарственные растения рядом с нами:
чистотел
подорожник
цикорий
одуванчик
лопух
пустырник
Экскурсия в аптеку
10 марта 2017 в 23:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.