Детский сад №9 города Нижний Ломов
ПРОЕКТ на тему: "ПО СТРАНИЦАМ СКАЗОК".
АКТУАЛЬНОСТЬ Процесс общения дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, за просмотром телепередач и всё реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности, это - слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Мы, педагоги группы, решили совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ничто так не характеризует степень развития общества,
Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только педагогов, социологов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «добрую, старую книгу», и непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка … В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Проводниками в мир литературы для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у детей устойчивого интереса к литературе как к виду искусства. Образовательная задача: формирование у детей понимания того, что книга – основной источник знаний. Развивающие задачи: развитие традиции семейного чтения; развитие у детей мышления, памяти, воображения; развитие разговорной речи. Воспитательные задачи: воспитание любви к сказкам, бережного отношения к книге как результату труда многих людей; воспитание коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия. Участники проекта: педагоги детского сада; дети разновозрастной группы «Г», их родители; работники городской детской библиотеки. Тип проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный; время реализации проекта – две недели.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 этап – подготовительный: формулировка проблемы проекта; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы. 2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей. 3 этап – формирующий: оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта. 4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление альбома «Мой любимый сказочный герой»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ: Компьютер; фотоаппарат; фонотека для прослушивания сказок, проведения релаксации, музыкотерапии; книги; картины, иллюстрации к сказкам; игры и игрушки; атрибуты театрального уголка и его пополнение куклами Би-Ба-Бо; материалы для детского творчества. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1991; №4, 2007. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4 – 2010 г. «Что за прелесть эти сказки», Доронова Т. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2008 г. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002, Михайлова А.Я.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Повышение интереса детей к художественной литературе. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка. Возрождение традиции домашнего чтения. Позитивные изменения в речи детей. Ответственность детей за свои дела и поступки. Обобщение и распространение семейного опыта.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Изготовление персонажей театра на конусах по одной из сказок. Изготовление с детьми настольного театра по одной из любимых детьми сказок. Альбом художественных работ на тему: «Волшебный мир сказки».
ФОТОАЛЬБОМ:
Экскурсия с детьми в городскую детскую библиотеку. Цель: формирование интереса и любви к книгам. Образовательные задачи: уточнение и закрепление знаний детей о сказках; обучение умению анализировать результаты совместных действий и делать выводы. Развивающие задачи: развитие чёткой интонационно-выразительной речи; обогащение словарного запаса детей. Воспитательные задачи: воспитание интереса к чтению, любви к сказкам, умения работать в команде; воспитание бережного отношения к книгам, уважения к сотрудникам библиотеки. Активизация словаря: «не ведая»; «калачи»; «бедняжка»; «бессовестный»; «тяжко»; «денежка». Предварительная работа: чтение детям сказок; просмотр мультфильмов и беседы по их содержанию; слушание магнитофонных записей со сказками; рассматривание иллюстраций по сказкам; оформление тематической выставки книг; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами; игры-драматизации по сказкам. ХОД экскурсии: 1. Перед экскурсией воспитатель напоминает детям о правилах поведения на улице и в библиотеке. Перед зданием библиотеки воспитатель говорит: - Городская детская библиотека нашего города – это удивительный мир доброжелательности и уюта. «Есть страна чудесная на свете, Её библиотекою зовут. Сюда приходят взрослые и дети, Потому, что книги здесь живут».
2. Перед открытой дверью библиотеки детей с улыбкой встречала библиотекарь Ирина Анатольевна Воробьёва. Она провела дошкольников в читальный зал, предложила им рассмотреть выставку книг, посвящённую творчеству К. Чуковского. Затем Ирина Анатольевна спросила детей, любят ли они сказки. После утвердительного ответа детей, им было предложено провести викторину: «Путешествие в мир сказок», на что они охотно согласились. Ирина Анатольевна: - Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Сейчас вы разделитесь на две команды - команду «Чародеи» и команду «Волшебники». (Дети делятся на 2 команды.)
- За каждый правильный ответ команда награждается фишкой - смайликом. - Итак, мы начинаем! 3. Конкурс «Загадочный». - Необходимо отгадать названия сказок.
1. Сидит в корзине девочка,
2. Удивляется народ:
3. Внучка к бабушке пошла,
4. Кто работать не хотел,
5. Девочка спит и пока что не знает,
6. Красна - девица грустна:
- Молодцы, ребята! Я была уверена, что вы хорошо знаете сказки и сейчас убедилась в этом. 4.Конкурс «Вопрос-ответ». - Командам нужно за одну минуту ответить на мои вопросы:
Ирина Анатольевна: - Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. - А сейчас мы подсчитаем количество фишек - смайликов у каждой группы (их оказалось поровну у обеих команд). 5. Подведение итогов. Ирина Анатольевна: -Сказки дарят чудеса, Без сказок нам прожить нельзя. Пора со сказкой нам прощаться. «До встречи, - скажем им, - друзья». Дети благодарят Ирину Анатольевну за предоставленную возможность встретиться со сказками ещё раз и выходят из читального зала.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Консультация для родителей: «Советы для домашнего чтения детям» Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Консультация для родителей: «Домашнее чтение для сердца и разума» Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее – к знанию. Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень многое зависит от того, как относятся к книге в семье. Родители сами должны быть начитанными и уметь пересказать содержание произведения, передать свое мнение о книге. Очень важно правильно отбирать материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Пусть ребёнку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании. Важный способ приобщать детей к книге – чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, названии произведения, формулировка темы чтения создадут своеобразную обстановку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения. Способствует развитию интереса к чтению и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельными главами. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко проводить циклы чтения по книгам Драгунского «Денискины рассказы», Носов «Приключения Незнайки», Житков «Что я видел». Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести ее до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливается взаимопонимание, близость, доверительность, без которого немыслимо воспитание. Лучшие детские книги представляют собой лучшие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного, нравственно-патриотические чувства и делают жизнь полнее и интереснее. В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает ребёнку воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к детям всех возрастов, благодаря книге они обретают «умное детство». Родителей интересует вопрос о формировании интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. \Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умения внимательно и вдумчиво слушать. В семьях, где на это не обращают внимания, где книга не в почете либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, можно встретить подмену чтения просмотром телевизора или игрой в компьютерные игры. Книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности, патриотизма и эстетического восприятия мира. Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы. Ребёнку дают 2-3 книги на определённый отрезок времени, затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребенка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации. В дальнейшем хорошо посещать детскую библиотеку вместе с ребенком, что даст ребенку самому выбирать понравившиеся книги. Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относиться к книгам. Объясните детям правила: 1. Посмотрел книгу – положи на место 2. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они 3. Книгу рассматривать только за столом, учите ребёнка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивая палец слюной, не сминать страницы 4. Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой. А тем более вырезать картинки из нее. Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то, став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради, другие принадлежности. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа формирования любви к родному языку, его выразительности, точности, меткости, образности. Когда знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме: • О чем говорится в этом стихотворении? • Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? • Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? • Какой он? Что произошло с героем? Любите книги и прививайте любовь к чтению своим детям!
РОДИТЕЛЬСКАЯ ВИТРИНА: «ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ?» Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах. Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты. 1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т. д. 2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. 3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись. 4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок. 5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием. 6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут). 7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 510-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения. 8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те родители, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание. Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет). Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными. У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям, В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Ни стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку. Что из литературы писателей XlX века можно почитать ребенку? – А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др. - С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек». - В. Ф. Одоевский; сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович». - И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др. - В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница». - П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок» - В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница». - Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка». - Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка». - К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания». - Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам, Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей. Что читать дошкольникам из литературы XX столетия Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова. Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками. Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса («Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др. В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений. Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них: - М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар» - Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты». - М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» (из цикла «Лёля и Минька») - К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми. - В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др. В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека. - Е. Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др. - С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае». Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось. - В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др. - В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»). - Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена. - В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок». - Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим, - Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили». - Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др. - Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо». - С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др. - Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки». - Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий. В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны. - А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик». - А. Волков: «Волшебник Изумрудного города». - Т. Александрова: "Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких). - Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари». - В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик». - Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался». - Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот». - М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки». - С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой». - С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане». - Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково». Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что-то понравится. Читайте с удовольствием!
РОДИТЕЛЬСКАЯ ВИТРИНА: «Как подарить детям радость чтения» Уважаемые родители!
2. Читающий ребенок – мечта всех родителей
4 марта 2017 в 19:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.