Детский сад №9 города Нижний Ломов
Обмен опытом по теме: "Организация предметно - развивающей среды в разновозрастной группе "Г" по охране и укреплению физического и психического здоровья детей".По Уставу всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека. Нет ничего важнее для любой страны, чем здоровье детей, т. к. оно определяет будущее государства, его научный и творческий потенциал. В современном мире проблема здоровья детей – это комплексная государственная задача, это проблема не только медицинская, но и педагогическая. Одной из задач на 2016 - 2017 учебный год является совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей, воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности. Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …» Задача педагогов – создание положительного эмоционального состояния у детей, организация рационального двигательного режима, предупреждение переутомления детей разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Окружающая ребёнка и непосредственно влияющая на его развитие среда должна способствовать укреплению его здоровья, должна быть безопасной для маленького человека, способствовать созданию комфортных условий для его образования и участия родителей в образовательной деятельности. Первоочередная задача образовательной среды – обеспечение ребёнку чувства психологической защищённости (психологического здоровья с учётом личностно – ориентированного взаимодействия и индивидуально – дифференцированного подхода; формирование знаний, умений и навыков, как средство полноценного личностного развития). Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, мы учитывали, что никто лучше самого ребёнка не знает, какое пространство жизнедеятельности оптимально и привлекательно для него. Поэтому мы с детьми действуем как партнёры, даём возможность детям участвовать в изменении среды, создании её вновь и вновь, в соответствии со своими вкусами и потребностями. Детский сад, так же, как и театр, начинается с раздевальной комнаты. В ней оформлен информационный стенд для родителей, где мы регулярно выставляем рекомендации по здоровому образу жизни. Полученную информацию родители используют в семье. Некоторые темы консультаций: «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Точечный массаж», «Профилактика детского травматизма», «Формирование привычки к ЗОЖ» и другие. Родительские витрины: «Осень - время укреплять иммунитет», «Закаляйтесь правильно», «Такт в воспитании ребёнка», «Зима – хороший повод для прогулки», «Грипп: симптомы и профилактика», «Права ребёнка» и другие. На другой её стене мы оформили уголок «Наше творчество», где демонстрируются детские работы, что доставляет удовольствие и взрослым, и детям.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области, в группе делается акцент на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Мебель в групповой комнате подобрана с учетом роста и санитарно- гигиенических требований. Оборудованы все необходимые уголки: «Книжный», «Музыкальный», «Мир театра», «Уголок изодеятельности», «Уголок ряжения», «Уголок природы» и вновь оборудованы: «Дидактический», «Кухня» и «Физкультурный» уголки. Наличествуют трансформируемые материалы для сюжетных игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Шофёры», «Улица», «Магазин», «Детский сад» и др. Оборудован вновь «Уголок экспериментирования», где малыши с удовольствием принимают участие в проведении простейших опытов с водой, песком, воздухом, предметами из дерева, резины, пластмассы, металла и др.
В группе имеются картотеки: комплексы утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. В физкультурном уголке нами собран традиционный спортивный инвентарь и инвентарь, сделанный своими руками. Мы пополнили среду напольным кольцебросом, массажным ковриком с крупяными наполнителями, дыхательными тренажёрами: «Вертушки», «поддувалочки», сделанными своими руками; сделали подборку комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, которая способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Практика показала, что дыхательная гимнастика помогает детям правильно сформировать органы дыхания, укрепляет мышечный корсет лёгких, а главное, ставит мощный заслон простудным заболеваниям, так как дыхательные упражнения включают в себя вдох и выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком и задержку дыхания. Как известно, массаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого, самомассаж – важная составляющая сенсорного воспитания. Поэтому в группе мы с детьми используем массажёр «Чудесные мячики», которому сделали количественное пополнение; приобрели пластмассовые кольца и мячи – попрыгунчики; сделали массажёры из бросового материала.
Их использование способствует активизации деятельности у спокойных детей и наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Также мы сделали подборку комплексов пальчиковой гимнастики. Для профилактики острых простудных заболеваний используем элементы ароматерапии (лук, чеснок). Во время образовательной деятельности устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в подвижные игры. В работе с детьми используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая после сна, музыкальное оформление. В тёплое время года проводим закаливающие процедуры (хождение босиком по массажным дорожкам, хождение по каштанам, сон без маек, обширное умывание и др.)
Изготовлены своими руками: «Театр на палочках», «Театр на фланелеграфе», расположенные в театральном уголке; приобрели фигурки «Театра на магнитах». Участие в театрализованных представлениях помогает формировать у детей положительную эмоциональную мотивацию, обеспечивает поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Большое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных возможностей детей. Среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ и может самостоятельно обеспечить активность в разных видах деятельности. Для этого предметно развивающая среда организована нами с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Создавая развивающую среду в группе, мы старались создать комфортные условия для развития навыков безопасного поведения детей. В группе имеется материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время занятий спортом, во время пожара: плакаты, наборы сюжетных картинок, настольные игры: «Внимание! Дорога!», «Дорожные знаки»; игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
С целью ознакомления с мероприятиями детского сада, в сентябре был организован и проведён «День открытых дверей» для родителей.
Проводились спортивные досуги: «На бабушкином дворе», «Здоровье дарит Айболит», «Поиграть в снежки без слёз приглашает Дед Мороз», «Мы ребята смелые, ловкие, умелые» и др.
Вывод: методы и ресурсы, применяемые в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в первом полугодии 2016 – 2017 уч. года, как показала практика, являются эффективными и позволяют добиваться поставленной цели. Адаптационный период в группе прошёл спокойно: 5 детей адаптировались в лёгкой форме; у 14 детей острая фаза адаптации прошла в средней степени тяжести и только у 2 детей (Миланы Кель и Антона Иконникова адаптация прошла тяжело. Причины этого – сильная привязанность к маме, частые заболевания, особенности нервной системы, низкий уровень самообслуживания и неподготовленность к режимным моментам ДОУ. Посещаемость детей с сентября по январь составила от 59% до 78%. Индекс заболеваемости детей с сентября по январь не превышал в среднем, 8%. Некоторое повышение в последнее время индекса заболеваемости обусловлено тем, что в зимнее время было два периода вспышки ОРВИ. Перспективы: · Продолжать профилактическую и информационную работу с родителями по оздоровлению детей, по ознакомлению с мероприятиями детского сада, направленными на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. · Дополнять и обновлять образовательную среду в соответствии с возрастными особенностями детей. · Для развития двигательной активности детей пополнить участок новым спортивным игровым оборудованием. 20 февраля 2017 г. Воспитатели группы: Л. А. Гостева, Е. В. Ушанова
3 марта 2017 в 00:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.